Пользовательского поиска
|
Своими практическими делами А.С.
Макаренко действительно в свое время доказал, что развитый детский коллектив
играет важную роль в перевоспитании личности, и эта роль особенно велика в
отношении детей-правонарушителей. Однако, впоследствии из сферы внимания ушли
те условия и объекты воспитания, с которыми имел дело выдающийся педагог.
Макаренковская практика коллективистского воспитания, сложившаяся и оправдавшая
себя в детских колониях, была без изменений перенесена на нормальную школу и
стала применяться к обычным детям. Она превратилась во всеобщую, единственно
правильную и универсальную теорию и практику воспитания. Значение коллектива в
воспитании личности стали возводить почти в абсолют.
Однако нередко высокоразвитая,
самостоятельная, интеллектуально одаренная личность намного превосходит свой
реальный коллектив и по уровню развития стоит выше большинства его членов. В
свое время В.М. Бехтерев совместно с М.В. Ланге провели серию экспериментов, в
которых показали, что влияние группы, напоминающей средний реальный коллектив,
на индивида не всегда и не во всем только положительное. В экспериментах
Бехтерева и Ланге обнаружено, что такой коллектив может подавлять особо
творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и
из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно
отвергая ее творения.
Не так уж редки случаи, когда кто-либо
из детей, опережая в развитии своих товарищей по коллективу, попадает в
ситуацию беспринципного и даже аморального давления со стороны сверстников по
коллективу.
Конечно, А.С. Макаренко и его
последователи имели в виду высокоразвитые детские и педагогические коллективы.
В настоящее время факты, которыми располагает социальная и педагогическая
психология, свидетельствуют, что среди реально существующих коллективов,
воспитывающих личность, высокоразвитых не более 6-8%. Средне- и слаборазвитые в
социально-психологическом отношении коллективы двойственно влияют на психологию
и поведение личности: и положительно, и отрицательно.
Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не похожего на других людей человека. Коллектив же, как правило, унифицирует личностей своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования. Одинаковость требований,