Пользовательского поиска
|
число положительных лидеров. Изменение показателя групповой
сплоченности свидетельствует о развитии коллектива в целом.
2.2. Преобразующий эксперимент
Исследования последних лет в педагогике и психологии
показывают необходимость включения детей в совместные формы работы. Основная
причина заключается в том, что в процессе совместного выполнения заданий
ребенок реально видит, что по каждому действию, задаче и т.д. может
существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения
и совсем необязательно, что его точка зрения будет правильной и лучшей.
Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец,
оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со
взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции взрослый,
тем более педагог, всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознанно принимает
его точку зрения. Положение же сверстников одинаково. Поэтому ребенок готов
спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым. Этот спор не всегда
кончается тем, что находится истина в последней инстанции. Но в результате его
ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и
товарищ может быть прав. Таким образом, в школьнике начинает расти как бы
«внутренний оппонент». Со временем ученик начинает проверять самого себя,
искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Иными словами, выбор оптимального способа в индивидуальной
учебной работе является свернутой формой совместной деятельности. Происходит,
как говорят психологи, процесс интериоризации. Понятно, что таким образом
построенное обучение в значительной степени будет способствовать развитию у
детей контрольно-оценочных действий. Умение сопоставлять различные способы
позволит ребенку не только анализировать, но и прогнозировать свою
деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности,
овладение способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить
задачи находится в прямой зависимости от мотивации.
Совместная учебная деятельность школьников при правильной
ее организации не просто полезна, но и способствует наиболее эффективному
развитию ребенка.
Взаимодействие детей возникает, когда между ними происходит активный обмен. Обмениваться они могут способами учебной работы, ее операциями,