Пользовательского поиска
|
Психокоррекция.
Коллектив как фактор развития
Изначально человеку предопределена роль
одного из членов социума. Он рождается в уже существующем обществе, в нем
растет и развивается. Существование вне общества с сохранением должного уровня
сознания и развитой психики для человека невозможно. Всем высшим живым
существам свойственно общение, но на уровне человека оно приобретает самые
совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. Посредством
общения люди передают друг другу информацию, данные о своих эмоциональных
состояниях и т.д.
Общение имеет огромное значение в
формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,
культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми,
благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие
познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми
личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен
возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным
и нравственно развитым, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным,
лишь внешне, антомо-физиологически напоминающим человека. Об этом
свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что,
будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он,
как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в
своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей,
которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период,
особенно в детстве, жили в изоляции от
цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая
оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных.
Психическое развитие ребенка начинается
с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе
и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального
развития информацию. Предметная же деятельность, которая является условием и
средством психического развития, появляется гораздо позже.