Пользовательского поиска
|
тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает
противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного
представления о себе, что является основанием для изменения
эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства
собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и
робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость
– пишет Д. Майерс»..
Острота и длительность ломки и перестрой прежних отношений к
окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса,
который сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка,
когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в
самореализации.
Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием
своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воля взрослого,
вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя
квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления
изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих,
изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Так, показательно, что на первой стадии подросткового периода
онтогенеза (в 10 — 11 лет) ребенка характеризует весьма критичное отношение к
себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики,
отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе
грубости, жестокости, агрессивности.
Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй
стадии подросткового возраста (в 12 — 13 лет), обусловливаясь, в значительной
мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников.
На третьей стадии этого возраста (в 14 — 15 лет) наблюдается
сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с
определенными нормами, принятыми в референтных группах.
3. Половозрастные особенности проявления агрессивности в подросткового возраста
Каждый ребенок — это неповторимый мир. Признавая данное положение, в педагогической практике, тем не менее, многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем известно, что половые различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками и особенностям психосексуального