Пользовательского поиска
|
Если проводить сравнение
между поэтом и поэзией с метафорой, с ее двумя членами — употребляемым и самим
уподоблением, то поэзия Пастернака — это второй член метафоры: тот второй мир,
который снова и снова возвращает его к настоящей действительности, по-новому
понятой и возросшей для него в своем значении.
Пастернак внес незаменимый
вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Высокое
мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули Пастернака на одно из
первых мест в мощном поэтическом движении 1910 – 1920-х годов на стыке
исторических эпох и обеспечили ему очевидную репутацию в поэзии последующих
десятилетий. Однако эти две стороны — мастерство и тональность поэтики и пафос —
далеко не всеми и не всегда воспринимались в единстве. Для многих современников
они располагались, вступали в противоречие, да и внутри каждой из них виделся
свой запутанный узел. Главной причиной тому была сложность поэтического строя
Пастернака, «непонятность» его стихов: форма их многим, в частности Горькому,
казалась не в меру субъективной, самодовлеющей, в ущерб содержанию или в отрыве
от него. Поэзия Пастернака долгое время была предметом споров и разноречивых,
зачастую резко осудительных оценок. Облик Пастернака предстает в своей
внутренней органической целостности. Но и сегодня Пастернак не разгадан до
конца.
Пастернак в своей поэзии
утверждает жизнь, как высшую духовную ценность. Марина Цветаева в статье «Световой
ливень» подводит итог своим размышлениям о пафосе Пастернака: «И никто не
захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать…» В наше время, когда так
обострилось чувство единой судьбы человечества, поэзия Пастернака особенно и
по-новому раскрывает свой действенный смысл.
Пастернак — явление
чрезвычайное. Попытки обузить и обкорнать его несут лишь потерю для нашей
культуры. Превратить его в эталон, в пример для подражания, нет нужды:
Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой
замечательной поэзии.
1.
Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. — Л.,
2.
Айги Г. Венок Бориса Пастернака: Писатель о
писателе. // Дружба народов. —
3.
Архангельский А. Н. У парадного подъезда. — М.,