Пользовательского поиска
|
как-то извернуться, обмануть другого».
Данной убежденности способствует безответственная деятельность
некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов,
заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности.
В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит
позитивного воздействия на растущих детей. Тем более, что качественные
изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет
таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического
комфорта, защищенности. Здесь нередка имеет место жестокое обращение с
подростками, связанное с различным и видами наказаний, в том числе физическими.
Часть родителей принуждают детей к послушанию: другая часть не интересуется
потребностями ребенка; третья — переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.
В результате для многих подростков характерна неразвитость
нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость,
агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной
внушаемостью, подражательностью.
Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное
подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тех стереотипов,
которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие
«боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения
подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством
демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное
место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком,
котopоro нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для
части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью,
где задиристость, агрессивность довольно часто рассматриваются как
доказательства «бывалости», «мужественности».
Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в
системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает
возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части
подростков, стремления делать нее назло, вопреки воли окружающих, что создает
объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного
неповиновения, разрушительных действий.
«Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к