Пользовательского поиска
|
механизмах психики.
Австрийский ученый В. Холличер отмечает, что «все то. что является
специфическим для поведения человека, не является врожденным, а то, что
является врожденным, не носит черт, специфических только для человека».
О том, что те или иные проявления агрессивности тесно связаны не с
биологией, а с типами человеческой культуры, наглядно свидетельствуют
антропологические исследования. Они показывают, что переживания и эмоции,
порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека
обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть
возникновение и развитие агрессивности зависит в первую очередь от общественных
условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая
общественная среда, малая группа.
Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме
культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Проявлениям
агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами
социализации, в т.ч. не только семьей, школой, но средствами массовой
информации и др.
Неслучайно выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на
агрессивность детей посвящено множество исследований. Так, Бандура и Уолтере,
например, «на основе опроса и жизненных наблюдений установили, что если матери
снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и далее склонны им
потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом
исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям,
отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические
наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей».
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток —
это, прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная
наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием
ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей
его среде.
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка