Пользовательского поиска

агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при неприятия подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.

Характерно, что потребность в стихийно-групповом об­щении отмечается только у 14,5% подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % 11 — 15-летних. По мнению Д.И. Фельдштейна, «данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудов­летворенной, обусловливая преобладание стихийно-груп­пового общения».

В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным и хвастли­вым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возника­ют как социально полезные, так и социально вредные черты. В этом убеждает и практика отечественной школы. Так, уже опыт А.С. Макаренко по формированию нравственной сферы личности трудных подростков установил, что ни со­став, ни специфические качества фактов асоциального по­ведения не определяются «прирожденными механизмами», что «никаких природных трудных характеров нет».

А.С. Макаренко реально доказал, что даже наиболее педагогически запущенные подростки — обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами» (там же, с.438).

В этом убеждает и исследование, проведенное, напри­мер, Д.И. Фельдштейном по изучению подростков-право­нарушителей (объектом которого были психически и физи­чески здоровые дети). «Оно показало, что ядром конфликт­ной ситуации, приведшей к нравственной деформации лич­ности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания, у этих под­ростков, в частности, утрачен интерес к учёбе, фактически утеряны связи со школой. В результате они, как правило, отстают на 2 — 4 года по своему образованию от сверстников». Однако оказалось, что это отставание, как и деформация познавательной и других духовных потребностей, ни в коей мере не определяется психическим развитием данных детей. Они обладают нор­мальными умственными возможностями, и целенаправ­ленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интел­лектуальной запущенности и пассивности.

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе систем; воспитания детей,

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта