Пользовательского поиска
|
агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев,
лишь как ситуация замещения при неприятия подростка в мир социально-значимых
отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.
Характерно, что потребность в стихийно-групповом общении
отмечается только у 14,5% подростков,
в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % 11 — 15-летних.
По мнению Д.И. Фельдштейна, «данное обстоятельство связано с тем, что если
потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то
его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается
неудовлетворенной, обусловливая преобладание стихийно-группового общения».
В современной психологии показано, что человек не рождается
эгоистом или альтруистом, скромным и хвастливым, атеистом или религиозным. Он
становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как
социально полезные, так и социально вредные черты. В этом убеждает и практика
отечественной школы. Так, уже опыт А.С. Макаренко по формированию нравственной
сферы личности трудных подростков установил, что ни состав, ни специфические
качества фактов асоциального поведения не определяются «прирожденными
механизмами», что «никаких природных трудных характеров нет».
А.С. Макаренко реально доказал, что даже наиболее педагогически
запущенные подростки — обычные дети, «способные жить, работать, способные быть
счастливыми и способные быть творцами» (там же, с.438).
В этом убеждает и исследование, проведенное, например, Д.И.
Фельдштейном по изучению подростков-правонарушителей (объектом которого были
психически и физически здоровые дети). «Оно показало, что ядром конфликтной
ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не
биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания, у этих
подростков, в частности, утрачен интерес к учёбе, фактически утеряны связи со
школой. В результате они, как правило, отстают на 2 — 4 года по своему
образованию от сверстников». Однако оказалось, что это отставание, как и
деформация познавательной и других духовных потребностей, ни в коей мере не
определяется психическим развитием данных детей. Они обладают нормальными
умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему
многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной
запущенности и пассивности.
К сожалению, сложившаяся ныне в обществе систем; воспитания детей,