Пользовательского поиска
|
И
образ мира, в слове явленный,
И
творчество, и чудотворство.
Этими строками заканчивается
стихотворение «Август», написанное Пастернаком в 1953 году и вошедшее в текст «Доктора
Живаго». Строки — прощание с романом, работа над которым завершена. Она продолжалась
долго, семь лет.
Действительно, «Доктор
Живаго» — выдающееся произведение, ни «правое», ни «левое», а просто роман из
революционной эпохи, написанный поэтом — прямодушным, чистым и правдивым,
полным христианского гуманизма, с возвышенным представлением о человеке, не
таким лубочным, конечно, как у Горького: «Человек — это звучит гордо!» —
безвкусицы в Пастернаке нет, как нет позы и дешевой ходульности. Роман, очень
верно изображающий эпоху революции, но не пропагандный. И никогда настоящее
искусство не было пропагандной листовкой.
Творчество Пастернака имеет
огромное значение. Его поэзия учит слушать и слышать стих, учит полной
самоотдаче не только поэта, но и его читателя. Стихи Пастернака завораживают и
заколдовывают, мы не замечаем в них прозаизмов и приземленности. Метафора в его
стихах поэтически непредсказуема, ибо не связана традиционностью и
представлениями о «поэтичности» тех или иных понятий, тем и эмоций. Она как бы
отделяется, создает свой мир, летит в свободном полете. В его поэзии играют
молнии — молнии неожиданные, озаряющие, но и нестрашные, ибо они именно «играют»
и дразнят воображение.
В его поэзии метафора и то,
к чему обращена метафора, меняются местами. Для Б. Л. Пастернака искусство
реальнее самого бытия, а бытие само реально, поскольку оно вторгается в
искусство. Вот почему поэзия Пастернака как бы освобождена от уз материальной
личности самого поэта, не от быта, но от фактов его биографии, о которых он не
заботится, как не заботится и о создании своего «образа поэта». Хорошо известны
слова Б. Л. Пастернака — «Быть знаменитым некрасиво». Это означало, что поэзия,
творчество поэта были у него отделены от поэта-человека. Известными и «знаменитыми»
должны быть только стихи. Так же точно и рукописи стихов отделены от самих
стихов. Над рукописями не надо трястись, хранить их. Пастернак существует в
поэзии, и только в поэзии: в поэзии стихотворной или в поэзии прозаической.