Пользовательского поиска
|
закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных
установок.
Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от
детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции
развития.
С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные
проявления ребенка, дисгармоничность строении личности, свертывание прежде
установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению
к взрослым.
С другой стороны, подростковый возраст отличается массой
положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно
более многообразными содержательными становятся его отношения с другим детьми и
взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности,
развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.
Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным
обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный» и
т.п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса — в
физиологических изменениях подростков. Отсюда зачастую дается узкое определение
подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Однако в
фундаментальных работах российских психологов (Божович Л.И., 1968; Фельдштейн
Д.И., 1972, 1989) показано, что половое созревание, как и другие изменения,
связанные с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на
психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние опосредовано
отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и
взрослым, во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в
развитии растущего человека как личности, а выход на качественно новую
социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к
себе как к члену общества.
При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта систем отношений, в том числе и строящихся на почве жестоки законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной