Пользовательского поиска
|
психологической
защиты личности с комплексом неполноценности, связанным с психологическим или
физиологическим недостатком, проявляется стремлением восполнить
несостоятельность, например, в учебе ролью заводилы в классе или физическую
слабость компенсировать энциклопедическими знаниями.
При
гиперкомпенсаторном поведении имеет место стремление в достижении успехов
именно в той сфере деятельности, в которой подросток слаб. Так, боящийся
высоты, начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям, добиваться
успехов в секции бокса.
При
гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают иногда гипертрофированный
характер, и могут дезадаптировать подростка в коллективе. К примеру,
обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет
список давних обидчиков и по очереди «восстанавливает справедливость», что
влечет за собой соответствующие репрессии со стороны окружающих взрослых и пр.
Эмансипационное поведение.
Характеризуется повышенным стремлением подростков к самостоятельности в
независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки,
проявляется желанием делать все по своему, наперекор, несогласием с
установленными страшим поколением порядками, нетерпимостью и возражениям к
критике в свой адрес.
Эмансипационное поведение, являющееся вместе с
протестом и подражанием слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает
отличные от принятых у взрослых моды, вкусов, взглядов, язык (жаргон). Борьба
за самостоятельность часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести,
критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям.
Возникновение
эмансипационного поведения способствует чрезмерная опека, мелочный контроль,
лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В
крайних случаях, эмансипированность, подростки уходят из дома, стремясь жить
отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу,
живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно
подросткам с возбудимыми чертами характера.
Группирование со
сверстниками более характерно для подростков мужского пола и проявляется
стремлением примкнуть к группе ровесников с определенной иерархией и
распределением ролей.
Группа объединяется территорией, жаргоном, однотипными духовными запросами и диктуют своим членам стиль поведения и ценностные установки. В