Пользовательского поиска
|
Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети
хорошо интеллектуально и социально развиты. У них агрессивность выступает
средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости
Поэтому раскрытие причин и характера агрессивности подростков
требует проведения определенной классификации,
условной типологии.
Неслучайно попытки осуществления такой типологии многократно
предпринимались в отечественной и зарубежной психологии. При этом одни
исследователи считают необходимым базироваться на психофизиологических различиях
детей, другие берут за основу особенности их психосоциального развития.
Так, например, выделяются группы подростков, где к «первой
относятся дети с психопатическими чертами характера; ко второй — с задержками
умственного развития и, наконец, к третьей — подростки, не имеющие
патологических отклонений, но неправильно воспитанные, безнадзорные, что
породило упрямство, вседозволенность, а в результате агрессивность и другие
формы отклонений».
«В свое время П.П. Вельский, пытаясь классифицировать трудных
подростков, исходил из мотивации их поведения. Он выделял: а) подростков,
активно стремящихся удовлетворить элементарные и низменные потребности; б)
слабовольных детей, поддающихся внушаемости, подстрекательству: в) действующих
под влиянием истерии и др.».
«В современных условиях И.А. Невский различает трудных подростков:
а) с педагогической запущенностью; б) с социальной запущенностью (нравственно
испорченных); в) с крайней социальной запущенностью».
«Развивая эту классификацию, С.Я. Беличева в первую группу сводит
глубоко педагогически запущенных подростков. Их суждения примитивны,
поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаблены. Этих детей отличает
бравада антисоциальными поступками. Вторая группа характеризуется аффективными
нарушениями — подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У многих
появляются истероидные формы поведения. К третьей группе относятся дети
развязные, неуживчивые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны,
они трудно сходятся со сверстниками».
«Рядом западных исследователей начиная с работ Хевитта и Дженкинса было предложено подразделение на две группы: первая группа — это подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства, и вторая группа — дети, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых