Пользовательского поиска
|
2. Основные этапы процесса оценки
Психологические
тесты применяются в различных целях: для научных исследований, диагностики,
определения интеллектуальных функций, выявления динамики личности и семейной
динамики, разработки стратегии терапевтических вмешательств в поведение
человека, оценки результатов психотерапии, отбора кандидатов на работу, помощи
в профориентации и др. Клиническая оценка индивидов, однако, является сложным
процессом, и психологические тесты - лишь часть ее. Это похоже на научный процесс
формулирования гипотезы, планирования методов проверки этой гипотезы, сбора
данных и интерпретации результатов. Психологическая оценка включает в себя
формулирование вопроса об индивиде, принятие решения относительно выбора метода изучения возможных объяснений, сбор данных
посредством интервью или подходящих психологических тестов, анализ полученных
результатов, их обобщение и интерпретацию в контексте первоначальных вопросов
и, наконец, прогноз и рекомендации, основанные
на анализе и интерпретации материала.
Поступивший запрос. Индивидуальная
психологическая оценка проводится только тогда, когда кому-то нужно узнать
что-то о конкретном индивиде. Иногда психологи сами решают провести оценку
своих пациентов, но обычно это происходит по просьбе других профессионалов.
Учителя, врачи, социальные работники, психиатры, логопеды и другие специалисты
могут обратиться к психологу с просьбой помочь им оценить и понять трудные
случаи, с которыми они столкнулись.
Важно хорошо понять природу вопроса, поступившего из другого источника. Процесс оценки можно начинать только в том случае, если вопрос ясен и конкретен. Одним из необходимых профессиональных навыков психолога является знание того, какие тесты нужно использовать в конкретных случаях. Правильно составленные