Пользовательского поиска
|
Важным
фактором при этом является, по В.Э. Реньге, неосознанность обследуемым истинных
целей применения методик. В связи с этим
следует согласиться с ним же, что не существует методик для исследования только
личностных особенностей или только познавательных процессов. Основную роль
играет создание возможно более благоприятных условий для актуализации в
процессе выполнения задания фактора
проективности, что в известной мере определяется не только знаниями, умением психолога,
но и является особым искусством.»[2, c.146-147].
Таким
образом, однозначного решения проблем надежности и валидности проективных
методов на современном этапе не существует. В то время как развитие психиатрии
и медицинской психологии в последнее десятилетие ставит в качестве одной из наиболее
актуальных задач создание новых, более совершенных психодиагностических техник.
В их число, как весьма перспективные, входят проективные методы исследования
личности. Так, например, создана новая, генетически родственная ТАТ,
проективная методика – Вербальный проективный тест (ВПТ).
Заключение
Таким образом, проективные
методы в противоположность количественному измерению отдельных функций дают
возможность качественного анализа целостной личности. Рациональное зерно,
содержащееся в «проективном» методе, должно безусловно быть использовано.
Однако выявленные с его помощью переживания, особенности не могут служить
индикаторами строения личности, устойчивой иерархии ее мотивов и потребностей.
Проективные методы должны сами стать объектом
исследования.
Информация, получаемая с помощью любых методов, может быть адекватна оценена только при их комплексном сравнении с данными объективной оценки