Пользовательского поиска
|
Как измерить валидность этих тестов – вопрос
весьма сложный еще и потому, что приняты различные теоретические допущения.
Должна ли валидность строиться на содержании ответов или на том, что они
предположительно символизируют, или еще на каком-то критерии? И потом: что, в
конце концов, должны измерять эти проективные тесты? Например, принято считать,
что люди «отождествляют» себя с главными героями своих историй, и, таким
образом, их собственные личностные особенности раскрываются через поведение их
персонажей. Однако возможно и другое – их герои выражают культурные стереотипы:
то, что, по мнению тестируемого, ожидает услышать психолог, или даже то, кем
сам тестируемый хотел бы быть, но не является.»[14, c.141].
«Критиковать валидность проективных тестов
сравнительно легко, поскольку их толкование зависит от теоретических позиций
тестирующего. Например, психолог с
психоаналитической ориентацией может попытаться применить тест Роршаха, чтобы
сделать вывод о силе Эго клиента или его подсознательных защитах. Бихевиористы
отвергнут валидность такой интерпретации, поскольку не признают существования
ни Эго, ни подсознательного. Даже психологи, придерживающиеся сходных
теоретических конструкций, могут расходиться друг с другом в интерпретации
проективных тестов.»[14, c.
142]
Также «следует учесть, что на степень раскрытия личностных особенностей большое влияние оказывают ситуация, в которой предлагается тест, и особенности отношений между исследователем и испытуемым. Некоторые испытуемые весьма критически относятся к своим ответам и стараются, чтобы они очень близко соответствовали очертаниям пятна, а это обедняет их результаты. У людей, переживающих ситуацию тестирования как экзамен, а также при депрессии и тревоге, возникает временное нарушение свободы ассоциаций. Ограничивает способы восприятия пятен и субъективное определение тестовой задачи, например, давать как