Пользовательского поиска
|
нельзя выразить никакими
словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное
бедствие, что оно… не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не
мог спать».
Когда поэт вновь обрел дар
творческой речи, его стиль изменился неузнаваемо. Изменилось мировидение,
ощущение жизни. Преобразился он сам.
Новая книга называлась «На
ранних поездах» — по стихотворению, написанному в январе 1941 года. Вот как и
вот о чем писал теперь Пастернак:
В
горячей духоте вагона
Я
отдавался целиком
Порыву
слабости врожденной
И
всосанному с молоком.
Сквозь
прошлого перипетии
И
годы войн и нищеты
Я
молча узнавал России
Неповторимые
черты.
Превозмогая
обожанье,
Я
наблюдал, боготворя,
Здесь
были бабы, слобожане,
Учащиеся
слесаря.
Поразительные стихи! Начисто
свободные от всего «хаотического и нагроможденного», что шло от эстетики
модернизма. И не только неслыханной простотой отмечены эти строки. Они
проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Куда девалась
отстраненность ранних поэм!
Но не просто горячим
чувством к «слесарям» вдохновлены стихи. Поэту, еще совсем недавно заворожено
вглядывавшемуся в «траву под ногами» в поисках поэзии, открылись «России
неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам».
Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной
шелухи, вписаны в историю.
Рубеж сороковых годов
разделяет два периода творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща
классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутствием
открывшегося поэту «огромного образа России».
В 1943 году Пастернак
совершил в бригаде писателей поездку на фронт, в армию, освободившую Орел.
Результатом поездки явились очерки «Освобожденный город» и «Поездка в армию», а
так же стихи, рисующие эпизоды битвы: «Смерть сапера», «Преследование», «Разведчики».