Пользовательского поиска

Проблемы пожилых людей

Количество звонков, в %

мужчины

женщины

1

Одиночество

43,4

30,5

2

Поиск смысла жизни

18,9

8,5

3

Переживание по поводу травмы (смерть близких родственников, супруга, знакомых)

12,3

8,5

4

Проблемы социальной адаптации (сокращение на работе, низкий материальный уровень и другие)

12,3

6,1

5

Проблемы в семьях взрослых детей

-

21,9

6

Супружеские проблемы (конфликты, отсутствие взаимопонимания, предразводное состояние)

9

15,8

7

Религиозные вопросы

4,1

8,5

 

Первое место среди проблем пожилых людей принадлежит одиночеству, при этом необходимо отметить, что об одиночестве говорили не только одиноко живущие люди, но и те, кто проживает не один. Кроме того, мужчины звонили с этой проблемой чаще женщин. Мужчин также больше беспокоят проблемы философского характера (поиск смысла жизни). В то время как женщины больше обращаются по проблемам детей и внуков. Тем самым неосознанно стремясь к подтверждению собственной нужности и значимости в глазах окружающих. Женщины также больше обращаются по проблемам в собственной семье, желая восстановить былое равновесие в отношениях, стремятся найти поддержку у консультантов Телефона Доверия.

Довольно частыми у этой возрастной категории являются звонки-переживания по поводу смерти близких людей, супругов.

 

Краткое описание второго блока.

После установления контакта в беседе пожилым людям было предложено принять участие в небольшом социологическом исследовании, с целью определения их отношения к социальным стереотипам старости.

Опрос проводился по телефону, с индивидуального согласия каждого абонента. Всего в опросе приняло участие 80 человек.


Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении к возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста и, соответственно, очерчен круг прав и обязанностей, заданы определенные поведенческие правила, которые с точки зрения общественного мнения должны усвоить пожилые люди.

Для изучения отношения к сложившимся стереотипам старости респондентам предлагалось оценить – высказать свое согласие/несогласие с предлагаемым набором из 14 наиболее распространенных представлений относительно поведения, обязанностей и возможностей пожилых, характера их взаимоотношений в семье, с лицами других возрастных групп.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Предложенные стереотипы

Согласие, в%

Несогласие, в%

1

Старый человек не может учиться, ему не нужно повышать свою квалификацию, образование

81

19

2

Старики обязаны заниматься внуками

78,8

21,2

3

У пожилого человека страдает память, внимание

75

25

4

Старые люди не в состоянии выполнять сложную работу, нести ответственность

70

30

5

Старый человек – больной человек

62,5

37,5

6

Старый человек, живущий с родственниками, должен взять на себя обязанности по дому

58,8

41,2

7

Старику много не нужно, у него понижены запросы и потребности, в т.ч. в материальном достатке

53,7

46,3

8

Общественная работа для пожилого человека тяжела

50

50

9

У пожилого человека снижается требовательность к питанию

43,8

56,2

10

Старики не могут понять молодежь

41,2

58,8

11

Пенсионер уже не авторитет в семье, должен переходить на вторые роли, во всем слушаться своих родных

36,3

63.7

12

Все старики – консерваторы, не воспринимают ничего нового, никаких изменений в жизни

33,8

66,2

13

Старый человек должен обязательно уйти на пенсию

31,3

68,7

14

Старик не аккуратен, неопрятен, не заботится о своем внешнем виде

8,8

91,2

 

Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление о пожилом человеке как о неопрятном, запустившем себя старике. При этом многие из респондентов, поясняя свою позицию, отметили, что эта черта связана не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида ("Кто смолоду не следит за собой, тот и в старости неряха").

Кроме того, к числу стереотипов старости, по преимуществу, негативно воспринимаемых пожилыми, относятся такие как консерватизм ("не воспринимают ничего нового в жизни"), утрата главенствующего положения в семье ("пенсионеры – не авторитет для семьи"), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешимость конфликта "отцов и детей" ("старики не могут понять молодых"). Словом, те стереотипы, которые, вызывая внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионера.

 

Позитивно воспринимаемые (одобряемые) стереотипы

Вместе с тем опрос показал, что существует целый блок стереотипов, которые являются скорее нормами – в основном находятся в согласии с внутренними представлениями стариков о собственном месте и роли в жизненном раскладе, о своих способностях.

Прежде всего подавляющее большинство согласно с тем, что в их возрасте учеба, образование не нужны и они обязаны заниматься внуками (правда последнее расценивается не как обязанность, а как естественная потребность наряду с ведением домашнего хозяйства).

Согласие большинства встречает и утверждение о сложности для пожилого человека общественной работы. Наконец, до 3/4 опрошенных считают нормальным, что с возрастом нарушается психика. Гипотетически в отношении к этому утверждению ожидалось более негативное восприятие. Однако многие  старые люди рассматривают эту способность как обусловленное человеческой природой изменение и спокойно к нему относятся

 

"Дифференцирующие" стереотипы

Отношение к стереотипам старости зафиксировало и позиции, отмеченные наибольшими расхождениями – по ним велико количество неопределенных оценок или они имеют относительно равное соотношение положительно и отрицательно воспринимающих их респондентов. Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качеств как работников, отсутствия сил к общественной работе.

Наш анализ способствовал определению тех расхожих суждений, бытующих в обществе, которые встречают у пожилых неприятие и затрудняют адаптацию к жизни на пенсии. Формирование общественного мнения и социально-психологическая работа с пенсионерами должны направляться на смягчение конфликтных моментов и приведение к созвучию представлений различных возрастных групп о затронутой теме.

 

2.2.Методические подходы к психодиагностическому

исследованию

В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой  стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Одной из важнейших характеристик теста является надёжность, то есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Но самой важной характеристикой относительно всякого теста считается валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.

Психодиагностическое исследование проводилось в группе пожилых людей, изначально обратившихся на Телефон Доверия с проблемой одиночества. После работы по телефону им было предложено прийти в психологический центр на дополнительную диагностику.

Количество обследованных – пять человек (из них – 4 женщины, 1 - мужчина). Средний возраст обследованных – 59,2.

Для изучения основных личностных характеристик мной была использована Шкала избегания опасности.

 

Краткое описание Шкалы избегания опасности

 

В структуре опросника ТСI содержится шкала "Избегание опасности", показатели которой позволяют выявить тревожность как конституциональный фактор темперамента, личностную предрасположенность к формированию тревожных расстройств, а также наличие актуального тревожного расстройства.

Общие сведения

Опросник структуры личности и темперамента (ТСI), созданный Клонинжером с соавторами, предназначен для выявления индивидуально – психологических различий по семи основным шкалам личности и темперамента. Понятие темперамента относится авторами к автоматическим эмоциональным реакциям, которые в значительной степени являются врожденными и наследуемыми и остаются практически неизменными в течение жизни индивида.

Происхождение: ТСI создавался как всесторонний личностный опросник, поэтому сфера его применения достаточно широка. Шкалы темперамента, согласно проведенным исследованиям, отражают генетическую основу личности, то есть четыре шкалы темперамента генетически гомогенны и независимы.

Опросник разработан Cloninger в соавт. в рамках авторской биопсихосоциальной теории личности. Методологически данная теория выдержана в терминах дименсионального подхода, что позволяет, переходя от "синдромологического" масштаба анализа к "симптоматическому", оценивать выраженность психологических черт личности вне жестких нозологических рамок. Подобная методологическая основа выгодно отличает опросник ТСI от других личностных тестов (MMPI, 16 PF и проч.), которые так или иначе оперируют понятиями, заимствованными из психиатрии. Возможности опросника не ограничиваются клиническими приложениями. TCI создавался как всесторонний личностный опросник, поэтому сфера его применения достаточно широка. "Не - нозологический" характер выделения авторами шкал позволяет использовать опросник в изучении структуры характера и темперамента как в норме, так и при психической патологии. Так, шкалы характера предназначены для определения наличия или отсутствия личностных расстройств, а шкалы темперамента полезны в дифференциальной диагностике подтипов личностных расстройств.

Измеряемые переменные:

Шкала "Избегание опасности" содержит 4 субшкалы:

"Антиципирующая тревога – оптимизм",

"Страх неопределенности - уверенность",

"Застенчивость - общительность",

"Астения - энергичность".

Описание субшкал

"Антиципирующая тревога - оптимизм"

Высокие показатели по этой субшкале могут свидетельствовать о двух поведенческих тенденциях. В первом случае в эту группу попадают пессимистично настроенные люди, преувеличивающие ожидаемую опасность. Такая линия поведения у них прослеживается особенно отчетливо в опасных, незнакомых или объективно затруднительных ситуациях. Второй подтип людей этой группы характеризуется обостренной реакцией на унижение или высмеивание; они склонны долго вспоминать, переживать и проигрывать во внутреннем плане подобные эпизоды.

Напротив, люди с низкими показателями по этой субшкале могут быть охарактеризованы как позитивно настроенные оптимисты. Им не свойственно беспокойство по поводу трудностей. Они могут быть несдержанны, необязательны и беззаботны, способны без особых раздумий рисковать своим здоровьем или даже жизнью. Эти дюди легко забывают о пережитом унижении.

"Страх неопределенности - Уверенность"

Люди с высокими показателями по этой субшкале не в состоянии переносить ситуации неопределенности, которые незнакомы и потенциально опасны. Даже если незнакомая ситуация достаточно безобидна, эти люди все равно ощущают напряжение и тревогу. Как следствие этого, люди данного типа мало склонны к риску, с трудом приспосабливаются к изменениям в привычном распорядке жизни и предпочитают не выделяться и не проявлять особой активности или инициативы.

Напротив, люди с низкими показателями по этой шкале даже в неприятных или опасных ситуациях сохраняют спокойствие и уверенность в себе. Такие люди склонны к риску и предпочтут бешеные гонки по крутым дорогам тихому и спокойному домашнему отдыху. Люди этого типа с легкостью приспосабливаются к изменениям в распорядке.


"Застенчивость - Общительность"

Люди с высокими показателями по этой шкале обычно не способны настоять на своем, очень застенчивы практически в любой ситуации общения. Зачастую они активно избегают возможных встреч с незнакомыми людьми, потому что не доверяют им. Люди этого типа могут вступить в отношения с незнакомыми только при наличии надежных гарантий принятия. В целом, любая инициатива со стороны таких людей легко может быть подавлена незнакомыми людьми или ситуацией.

Напротив, люди с низкими показателями по субшкале "Застенчивость" отличаются прямотой, дерзостью и чувством собственного превосходства. Они говорят без стеснения и с легкостью вступают в социальные взаимодействия. Они вовсе не застенчивы в присутствии незнакомых людей, и их инициатива практически не может быть подавлена последними.

"Астения - Энергичность"

Люди с высокими показателями по этой субшкале астеничны и располагают меньшим количеством свободной энергии, чем другие. Они часто нуждаются в дополнительном сне или отдыхе, поскольку очень быстро утомляются. Помимо этого, таким людям требуется больше времени, чтобы восстановиться после перенесенного заболевания или пережитого стресса.

Люди с низкими показателями по шкале обычно энергичны и деятельны. Они способны спокойно выдерживать рабочий ритм в течение долгого времени без лишнего самопринуждения, не испытывая потребности в дополнительном отдыхе. Другими словами, мало что вызывает у таких людей усталость или затруднение. Обычно они быстро восстанавливаются после перенесенного заболевания или пережитого стресса. 

Текст опросника

 

1.    Даже в ситуациях, которые вызывают беспокойство у большинства людей, я обычно сохраняю уверенность, что всё будет хорошо.

2.    В незнакомых ситуациях я чувствую напряжение и беспокойство чаще, чем другие люди.

3.    Мне часто приходится прерывать свои дела из-за возникающего у меня чувства беспокойства по поводу возможных осложнений и неудач.

4.    Я менее энергичен и быстро устаю, чем другие люди.

5.    Большую часть времени я предпочёл бы заниматься чем-то связанным с риском (вроде езды на автомобиле по крутым дорогам), а не пребывать в бездействии и спокойствии.

6.    Обычно я избегаю встреч с незнакомыми людьми, потому что мало доверяю тем, кого не знаю.

7.    Я думаю, что когда-нибудь мне сильно повезёт в жизни.

8.    По сравнению с другими мне требуется больше времени, чтобы восстановиться, прейти в себя после болезни или пережитого стресса.

9.    Находясь в незнакомом обществе, я стесняюсь больше, чем остальные.

10.  Я довольно часто нуждаюсь в дополнительном сне и отдыхе, поскольку очень быстро устаю.

11.  Несмотря на временные трудности, которые мне приходится преодолевать, я всегда уверен, что всё будет хорошо.

12.  Как правило, я сохраняю уверенность и спокойствие даже в ситуациях, связанных, по мнению большинства, с риском для жизни.

13.  Скорее всего, я останусь спокойным и дружелюбным при встрече с группой незнакомых мне людей, даже если буду заранее предупреждён о возможной враждебности с их стороны.

14.  Я чаще других беспокоюсь о том, что может произойти что-то плохое.

15.  Чтобы восстановиться после болезни или пережитого стресса, мне довольно часто требуется дополнительный отдых и поддержка со стороны.

16.  В разговоре мне легко удаётся формулировать свои мысли.

17.  Даже если в какой-то ситуации я выглядел смешно или унизительно, я не склонен долго переживать по этому поводу.

18.  Мне очень трудно изменить привычный для меня распорядок и образ жизни, потому что я начинаю нервничать, беспокоиться и уставать.

19.  Даже когда все окружающие пребывают в состоянии паники, я обычно остаюсь беззаботен и спокоен.

20.  Я часто чувство чувствую напряжение и беспокойство в незнакомых ситуациях, даже когда другие вообще не испытывают тревоги.

21.  Я чувствую себя весьма уверенно в большинстве социальных ситуаций.

22.  Я, пожалуй, более энергичен и меньше устаю, чем другие люди.

23.  Я часто прекращаю свою деятельность, потому что начинаю волноваться, даже если друзья уверяют меня в том, что всё будет хорошо.

24.  Я скорее предпочёл заниматься чем- либо, связанным с риском (например, прыжками с парашютом), а не пребывать в бездействии и покое.

25.  Я не стесняюсь в присутствии незнакомых людей.

26.  Я почти никогда не испытываю беспокойства по поводу неприятностей, которые, возможно, ожидают меня в будущем.

27.  Я быстрее, чем большинство других людей, восстанавливаюсь после перенесённой болезни или пережитого стресса.

28.  Удача сопутствует мне практически во всех моих начинаниях.

29.  Я практически уверен в том, что мог бы совершить поступок, который большинство людей посчитали бы опасным – например, промчаться на большой скорости по мокрой или оледеневшей дороге.

30.  Обычно я нахожусь в хорошем тонусе в течение всего дня, не испытывая необходимости насильно принуждать себя к действию.

31.  Я думаю, что остаюсь спокоен и уверен при встрече с группой незнакомых людей, даже если буду заранее уведомлён об их плохом отношении ко мне.

32.  Обычно я испытываю напряжение и беспокойство, когда мне нужно делать что-то новое, неизвестное мне.

33.  Я часто ошибаюсь, если только не бываю очень внимателен.

34.  Обычно я избегаю ситуаций, в которых мне придётся общаться с незнакомыми людьми, даже если я вполне уверен в их дружелюбии.

35.  Обычно чувствую себя уверенней и энергичней остальных даже после небольшой болезни или пережитого стресса.

 

2.3.Описание проведения методик и анализ результатов обследования

Психологическое обследование проводилось индивидуально.  Испытуемым предлагалось заполнить бланк опросника Шкалы избегания опасности, содержащей 35 вопросов.

Полученные результаты представлены ниже:

1.    Анна Никитична, 63 года.

Количество баллов по шкалам:

"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов.

 "Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.

"Застенчивость - Общительность" –5 баллов.

"Астения - Энергичность" – 8 баллов.

По полученным результатам испытуемая  характеризуется пессимистичностью, ожиданием опасности в большинстве ситуаций социального взаимодействия. Она с трудом переносит ситуации неопределенности, которые незнакомы и потенциально опасны. Даже если незнакомая ситуация достаточно безобидна, она все равно ощущает напряжение и тревогу. Как следствие этого, с трудом приспосабливается к изменениям в привычном распорядке жизни и предпочитают не выделяться и не проявлять особой активности или инициативы. Хотя, в целом человек достаточно общительный, но входит в контакт только при наличии надежных гарантий принятия. По шкале астении также набрано достаточно большое количество баллов, что свидетельствует об астеничности испытуемой, необходимости дополнительного времени для отдыха.

 

2. Любовь Андреевна, 57 лет.

Количество баллов по шкалам:

"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 7 баллов.

 "Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.

"Застенчивость - Общительность" – 6 баллов.

"Астения - Энергичность" – 9 баллов.

Наибольшее количество баллов (из максимально возможных), набрано по второй субшкале «страх неопределенности - уверенность» и по шкале астеничности. Это  свидетельствует о трудностях, испытываемых Любовь Андреевной в незнакомых ситуациях, в новой, непривычной обстановке. В сочетании с высокой утомляемостью, астеничностью это приводит к малой активности, безынициативности испытуемой. Она часто нуждается в дополнительном сне или отдыхе, поскольку очень быстро утомляется. Помимо этого, ей требуется больше времени, чтобы восстановиться после перенесенного заболевания или пережитого стресса.

 

3. Зинаида Гавриловна, 61 год.

Количество баллов по шкалам:

"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 9 баллов.

 "Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.

"Застенчивость - Общительность" – 7 баллов.

"Астения - Энергичность" – 9 баллов.

Высокие баллы практически по всем субшкалам, свидетельствуют о высоком уровне тревожности испытуемой, тенденции к преувеличению существующей опасности. Ей характерно долгое переживание потерь и неудач. Зинаида Гавриловна стремится к избеганию многих ситуаций социального взаимодействия, ограничивая свой круг общения, от чего еще больше страдает. Ей также необходимо много времени на восстановление собственных сил после болезней и пережитого стресса.

 

4. Сергей Андреевич, 60 лет.

Количество баллов по шкалам:

"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 7 баллов.

 "Страх неопределенности - Уверенность" – 6 баллов.

"Застенчивость - Общительность" – 5 баллов.

"Астения - Энергичность" – 8 баллов.

Сергей Андреевич характеризуется повышенным уровнем тревожности во многих ситуациях взаимодействия, достаточно общителен, но только после установления высокой степени доверия к человеку. Плохо переносит критику, ощущает дискомфорт в новой, непривычной обстановке. Располагает малым запасом свободной энергии, в силу чего быстро утомляется при общении, после болезни и пережитого стресса.

 

5. Вера Николаевна, 55 лет.

Количество баллов по шкалам:

"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов.

 "Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.

"Застенчивость - Общительность" – 7 баллов.

"Астения - Энергичность" – 9 баллов.

Испытуемая не уверена в себе, пессимистична, дискомфортно себя чувствует в ситуациях неопределенности, в новой непривычной для нее обстановке. Большинство жизненных ситуаций вызывают внутреннее напряжение, беспокойство. Не способна настоять на своем, долго переживает неприятности и неудачи, пассивна. Согласилась на диагностику, устав от такого состояния, надеясь на помощь специалистов.

 

Таким образом, все обследованные в данной группе, характеризуются такими особенностями как, пассивность, высокий уровень тревоги в большинстве ситуаций социального взаимодействия, уход от контактов, болезненное переживание критики, неприятностей,  неудач. Им свойственен высокий уровень астеничных процессов, быстрая утомляемость, необходимость дополнительного отдыха для восстановления собственных сил.

 

Заключение

Уровень цивилизованности общества ставится в прямую  зависимость от того положения, которое занимают в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.

Число пожилых  людей  увеличивается  каждый год,  а качество жизни снижается,  и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях  системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.

 Создание системы  социальных услуг (в том числе Служб Экстренной Телефонной Помощи),  соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства  в  период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон -  представителей законодательной власти,  исполнительных органов, исследователей,  общественных объединений с тем,  чтобы  последовательно реализовать  меры  по  развитию  и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

Применение качественных методов исследования, направленных на раскрытие причинно-следственных связей, анализ процессуальных характеристик изучаемых социально-психологических проблем пожилых людей позволили мне выделить основные проблемы, а также некоторые личностные характеристики этой социальной категории людей.

Итак, основные проблемы пожилых людей, обращающихся на Телефон Доверия:

-                                 одиночество;

-                                 поиск смысла жизни;

-                                 переживание травмы (смерть близких людей);

-                                 проблемы социальной адаптации (сокращение, низкий материальный уровень);

-                                 проблемы в семьях взрослых детей;

-                                 конфликтные супружеские отношения;

-                                 религиозные проблемы.

Таким образом, пожилые люди наиболее часто переживают проблему одиночества, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Они характеризуются такими особенностями как, пассивность, высокий уровень тревоги в большинстве ситуаций социального взаимодействия, уход от контактов, болезненное переживание критики, неприятностей,  неудач. Им свойственен высокий уровень астеничных процессов, быстрая утомляемость, необходимость дополнительного отдыха для восстановления собственных сил

Рассматриваемые в  работе  проблемы  лиц пожилого возраста требуют необходимого решения.

 

Библиографический список

1.    Альперович В. А. Социальная геронтология. - М., 1997.

2.    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2т. - М., 1992.

3.    Проблемы отчужденности и одиночества (по материалам системы статистической обработки звонков, поступивших на ТЭПП). – Кемерово, 1995.

4.    Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000.

5.    Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: «Питер», 1999.

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта