Пользовательского поиска
|
интеркомедии Ганса Сакса,
лирика Гете, Ш. ван Лербарга и немецких импрессионистов.
Уже в 20-х годах Пастернак
ощущает тяготение к эпическим формам — точнее, к эпическим формам с лирическим,
очень субъективным содержанием. История и собственная жизнь в прошлом
становится для него главными темами его больших произведений.
В 1925 году Пастернак стал
писать стихотворных роман — поэму «Спекторский», — в значительной мере
автобиографический. Создается стихотворный цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот
пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1937 роковом году издательство «Советский
писатель» выпустило революционные поэмы Пастернака «Лейтенант Шмидт» и «1905».
Обращает на себя внимание оформление книжки: форменная красная звезда на серой,
словно шинель сотрудника НКВД, обложке. Очевидно, эта книжка должна была
служить «охранной грамотой поэта, чем-то вроде документа, удостоверяющего его «революционную
сознательность», гражданскую лояльность». В 1928 году возникает замысел его
прозаической книги «Охранная грамота», законченная им только два года спустя.
По определению самого Пастернака — «это автобиографические отрывки о том, как
складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».
В 1931 году Пастернак
отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл «Волны», в которых нашли
отражения его впечатления от Кавказа и Грузии.
Здесь
будет все: пережитое
И
то, чем я еще живу,
Мои
стремленья и устои,
И
виденное наяву.
Передо
мною волны моря.
Их
много. Им немыслим счет
Их
тьма. Они шумят в миноре.
Прибой,
как вафли, их печет.
(«Волны»)
Перерождение Пастернака связано с впечатлениями от поездки на Урал летом 1932 года. Много позднее Пастернак вспоминал: «В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей — стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу. То, что я там увидел,