Пользовательского поиска
|
примитивным, как это бывает в диких
племенах, или чрезвычайно сложным, как в цивилизованном обществе. Внутри этой
структуры задается своего рода система координат, пользуясь которой человек
может регулировать свое поведение и получать ценностные ориентиры, а именно; к
чему следует стремиться и чего следует избегать. Человеку жизненно необходимы
цель, а также объект почитания. Объектом почитания может служить все что угодно
— от простейших идолов в диких племенах до Бога в сложнейших монотеистических
религиях.
Человеческий мозг нуждается не только
в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве возбуждения (эмоционально
значимых стимулах). Г. Селье описывает это состояние как состояние эустресса.
Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем
возрасте (сенсорная депривация) особенно часто приводит к формированию личности
агрессора, причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на
порядок выше чем физические наказания и другие вредные в воспитательном
отношении факторы. Известно, что в условиях сенсорной изоляции человек начинает
испытывать нарастающий страх вплоть до паники и галлюцинации (чему
свидетельство экспериментальные исследования). Фромм в качестве одного из
важнейших условий созревания индивида приводит наличие чувства единения. Э.
Эриксон, тщательно разработавший эту тему, и являющийся ее основоположником
сообщает о необходимости для человека в идентификации себя с другими людьми
(референтной группой), нацией и т. п., то есть когда он может сказать "Я —
такой как они, они — такие же, как я". Для человека предпочтительней
идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или наркоманы, чем не идентифицировать
себя вовсе.
Фромм различает три категории лиц по
отношению к проблеме скуки и возбуждения:
1.
Люди,
способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают
скуки.
2.
Люди,
постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной
смене раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они
ее компенсируют, то практически и не осознают.
Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства людей) раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность. В третьем случае, по мнению