Пользовательского поиска
|
По мнению Г. Маркузе, цивилизация
перманентно нуждается в сублимации и десексуализации, чем ослабляет создающий
ее Эрос, высвобождая его разрушительный двойник (Танатос), т. е. агрессию. Это
угрожает культуре распадом инстинктов, причем влечение к смерти (разрушению,
деструкции, по большей части иррациональной) стремится взять верх над инстинктами
жизни (созиданием).
Основатель психоанализа З. Фрейд
впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе "По ту сторону
принципа удовольствия" (1912). В ней он рассматривал агрессию как
соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо,
деструктивного начала), с преобладанием последнего, т. е. как слияние
сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Фрейд
считал, что агрессия в человеке — это проявление и доказательство
биологического инстинкта смерти. Он утверждал (1933), что Танатос противостоит
Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию. Но каким
образом, в таком случае, человек живет достаточно долго, имея врожденный
инстинкт смерти? Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней
агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с
рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе с его
формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии.
Доктор H. Parens, посвятивший свою
научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что
дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически
идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии
личности агрессия трансформируется в активность. Фрейд, как известно, тоже
вначале использовал термины "агрессивный" и "активный" как
синонимы (1909) , хотя в дальнейшем, в работе "Новые вводные лекции"
(1933) , он использовал слово "активный" не как синоним
агрессивности, а как наиболее важную характеристику этого инстинкта. H. Parens
также отмечает, что агрессия может проявляться в разных формах, однако, все эти
формы имеют одну общую черту — они представляют собой попытку субъектов
контролировать, воздействовать и справляться с самими собой и окружающим миром.
Достижение любой цели требует взятия под контроль каких-либо факторов, встречающихся на пути к цели (способствующих или препятствующих ее достижению). Цель, выражаясь языком информационной термодинамики, есть