Пользовательского поиска
|
лишь физиологических потребностей не
делает человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.
Согласно фрейдовскому взгляду на
садизм, даже те садистические желания, которые внешне не связаны с
сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.
Жажда власти, жадность или нарциссизм
— все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет
такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем
в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о
"заученном поведении", о стереотипе или подражании.
А. Гелен отмечал, что духовные
институты радикально канализируют притязания субъекта, его представления и
рефлексии. Он также критикует эпоху, которая обрекает человека на утрату контактов
с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как
недостаток, иллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время геленовская теория
фантазии многослойна — он считает человека "фантазирующим существом".
Существенный признак, отличающий
человека от животных, самоуглубление. Животное знакомится с внешним миром, но
не может стать само для себя объектом познания.
Как и животное человек окружен вещами
и другими существами, но не растворяется в них, подобно животному, но может
отгородиться от них, углубившись в себя.
Бытие в реальности с малой долей
рефлексии возможно лишь при достаточно высоком базальном аффективном фоне,
который сопровождается достаточно сильной интенсивностью восприятия и
способностью к концентрации внимания. В противном случае он погрузится в себя с
последующей рефлексией и последующее будет подчиняться законам внутреннего мира
— идеаторной сфере (фантазиях и рефлексии), той самой, которая "порождает
чудовищ". Такой уровень бытия, в геленовском смысле подобен сну,
дереализации.
Как считает Г. Маркузе, на всем протяжении существования общества культурному подавлению подвергались не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные стороны бытия человека, но сама структура его инстинктов. Однако, именно в этом принуждении и заключалась основная предпосылка прогресса. Так как неуправляемый (неподавляемый) сексуальный инстинкт и его двойник агрессивный инстинкт губительны.