Пользовательского поиска
|
энергии в специфической форме
необходимой для функционирования конкретного общества. Категория
"характер" вводится Фроммом, как одна из важнейших для объяснения
феномена злокачественной агрессии, т. к. страсть к разрушению и садизм обычно
коренятся в структуре характера. Таким образом, у человека с садистическими
наклонностями эта страсть по объему и интенсивности становится доминирующей
компонентой структуры личности.
Фромм вводит такие понятия как
"биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление ко
всему живому, растущему, а под вторым — ко всему мертвому и механическому.
Некрофилия в характерологическом смысле определяется Фроммом как страстное
влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное
желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения,
интерес ко всему чисто механическому (небиологическому), а, кроме того, страсть
к насильственному разрыву естественных биологических связей. Влечение к
мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский
характер может проявиться также в убежденности в том, что существует
единственный путь разрешения проблем — насилие. Для некрофила характерно
убеждение, что насилие — это "способность превратить человека в
труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и
никогда не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их
проблем. Менее явное представительство некрофилия находит в особом интересе к
болезни во всех ее формах (ипохондрия), а также к теме смерти.
Трудноуловимой чертой некрофильского
характера является безжизненность (отсутствие или снижение способностей к
эмпатии, а также тонких эмоциональных дифференцировок). Умный, образованный
некрофил может говорить о вещах, которые сами по себе могли бы быть и
интересны, но преподносит он их чопорно, холодно, безучастно, педантично,
безжизненно и формально. Противоположный тип характера — биофил, напротив,
может говорить о переживаниях, которые сами по себе не очень интересны, но
подает он их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим
настроением. В качестве яркого примера некрофильского характера Фромм приводит
Гитлера, анализируя становление его личности на протяжении всей его жизни.
Для целей выживания, человек должен получать удовлетворение своих физических потребностей и его инстинкты заставляют его действовать в том направлении, которое требуется для выживания. Однако удовлетворение одних