Пользовательского поиска
|
1.
Фромма,
преобладают лица, страдающие хронической депрессией, которая, соответственно,
сопровождается хронической же скукой. Особо опасным следствием
"некомпенсированной скуки" выступают насилие и агрессивность. Чаще
всего это проявляется в пассивной форме, когда, например человеку нравится
смотреть жестокие кровавые сцены, в частности по телевидению. А от пассивного
удовольствия по поводу жестоких сцен и насилия всего лишь один шаг к
многочисленным формам активного возбуждения, которое достигается ценой садистического
и деструктивного поведения. Как следствие хронической невротической депрессии
(дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм описывает отсутствие интереса к
общению с другими людьми и затруднения в этом общении. Все эмоции у таких
личностей находятся в застывшем состоянии: они не испытывают радостей, зато не
знают ни боли, ни горя.
Далее Фромм пишет о значении структуры
характера в формировании садизма. У человека, который еще в меньшей степени,
чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности,
выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у человека играет
характер, являющийся специфической структурой, организующей человеческую
энергию, направленную на достижение цели, а также определяет паттерн поведения.
Фромм выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого
состоит в эксплуатации других людей, которых обладатель такого характера
деперсонифицирует, т. е. относится к ним как к "человеческому
материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной машине
(вспомним, что среди идеологов фашизма бытовало понятие "человеческий материал").
К слову упомянем известную мысль И. Канта о том, что человек ни в коей мере не
может быть средством, он всегда есть цель. Деперсонификация — это, по сути,
есть процесс превращения субъекта в объект или иными словами человека в вещь.
Основным стремлением продуктивной личности Фромм считает жажду любить, дарить,
делиться с другими.
Влечения эти, обусловленные
характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю такого характера
абсолютно естественными. Человек с садистически-эксплуататорским характером
может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается
неискренность.
Фромм вводит понятие "социальный характер", под которым понимает трансцедентирование человеческой (имманентной ему как биологическому виду)