Пользовательского поиска
|
В среднем дошкольном возрасте при
решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом
дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в
уме. После того как ребёнка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может
решить новый её вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а
получить необходимый результат в уме.
Возможность
обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в
уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, сами
приобретают обобщённый характер, отображают не все особенности предмета,
ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной
задачи.
Таким образом, при соответствующих условиях
обучения образное мышление становится основой для усвоения дошкольниками
обобщённых знаний. Обеспечивая усвоение обобщённых знаний, образное мышление
само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении
разнообразных познавательных и практических задач. Приобретённые представления
о существенных закономерностях дают ребёнку возможность самостоятельно
разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей. Переход
к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и использовать
обобщённые знания – не единственное
направление в развитии образного мышления дошкольников. Важное значение имеет
то, что представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он
овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы
в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное
расположение.
Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщённости и могут приводить детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка начинает формироваться знаковая функция сознания. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связано с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практически и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания