Пользовательского поиска
|
действовать
по образцу, в соответствии с требованием взрослого. Формирование произвольных
действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа
поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным [15, c. 267
–268].
С этой точки зрения дошкольный возраст
может быть понят как период интенсивного освоения примеров взрослой жизни (норм
и правил поведения, которые выступают обобщением отношений людей) и
формирование механизмов собственно субъективного поведения. Управление своим поведением
становится предметом осознания самих детей, а это означает новую ступень
развития сознания ребёнка, ступень формирования его самосознания, предмет
которого – определение своего места в
системе отношений с другими людьми.
Произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти,
внимания.
Дошкольник стремится по-своему
классифицировать предметы и явления, найти в них общие признаки и выявить
различия. Систематизация представлений, отнесение их к определённым категориям,
осмысление общности и различий представляют собой те новые интеллектуальные
задачи, которые стремится решить ребёнок. Дети порой строят собственные
"теории" происхождения и связи явлений. Возникают начальные общие
представления о природных и общественных явлениях, формируется прообраз мировоззрения.
«Появляется новая форма речи -
сообщения в виде монолога, рассказа
о пережитом и виденном, о замысле игры, о прослушанном рассказе, о
взаимоотношениях со сверстниками. В совместной игре возникает необходимость
договориться об общем замысле, о распределении ролей и контроле за выполнением
правил. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых
разнообразных грамматических формах и сочетаниях. В дошкольном возрасте
формируется новая форма речи - планирование и регулирование собственной
деятельности»[15, c.
269]. Детей этого возраста называют
"почемучками". Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны
и охватывают все области знаний о мире, природе, обществе, человеке.
Сотрудничество со взрослыми приобретает новую форму - форму интеллектуального
сотрудничества; оно сменяет
совместную практическую жизнедеятельность ребёнка и взрослого.