Пользовательского поиска
|
2.2. Анализ результатов исследования
2 этап. Проведение исследования.
Исследование проводилось в двух группах детей
дошкольного возраста (5 лет), в одну из которых входили дети с общим
недоразвитием речи, другая состояла из детей возрастной нормы. Количество детей
в каждой группе – 10 человек.
1 группа – дети с общим недоразвитием
речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование
у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей
снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают
сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Связь между речевыми нарушениями и
другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности
мышления этих детей. Обладая в целом
полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,
доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления,
без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением, установлением причинно-следственных связей.
Состояние связной речи таких детей
характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием
синтаксических конструкций, отмечаются трудности распространения предложений и
словообразования. В активном словаре ребенка преобладают существительные и
глаголы.
2 группа – дети возрастной нормы. Во
всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие,
как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление
причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность
рассуждать. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется
умение отвечать на вопросы и задавать их. Дети могут сами составить рассказ по
картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи
предложения разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия
предметов, действий, признаков.
Таблица 1. Результаты обследования
детей с ОНР.