Пользовательского поиска
|
получилось. Если ребенок разложил
неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в
рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы
испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять
изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую
картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая
попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают
и показывают ребенку последовательность событий.
Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок
устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий,
данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита
к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на
уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям
ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках,
устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев
обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания – считается
ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки. Особо анализируют
устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность
речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность,
односложность или многословность, лаконичность или чрезмерная детализация,
эмоциональность.
Анализ результатов:
5б – подробный целостный рассказ,
охватывающий все картинки, богатый словарный запас.
4б – целостный рассказ по всем
картинкам с малым количеством подробностей, с небогатым словарным запасом.
3б – короткий малоподробный рассказ,
сохраняющий элементы единой структуры.
2б – подробное описание отдельных
картинок без связывания их в единый сюжет.
1б – неприятие и неисполнение задания.
Выводы об общем развитии речи:
1 –2 балла – низкий уровень.
3 –4 балла – средний уровень.
5 баллов – высокий уровень.