Пользовательского поиска
|
Особенности мышления у детей младшего возраста (3 – 5 лет)
Введение
По самой сути своей работы педагог
имеет дело с человеком развивающимся. Только имея целостное представление об
общем психологическом строе человека и его закономерных изменениях во времени
жизни, возможно осуществлять достаточно грамотную педагогическую деятельность,
а с определенного момента – обеспечить возможность его перехода в режим
самообразования и саморазвития.
Именно поэтому необходимо создание
общей теории общего хода развития в онтогенезе, в которой определен не только
его объект (что развивается), но и раскрыты все остальные категории принципа
развития: предпосылки, условия, механизмы, формы, результаты и др. (т.е. – как
нечто развивается).
Проблемами психического развития в отечественной
возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые:
Л.С. Выготский, П.П.Блонский,
С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин,
В.С.Мухина, Божович Л.И. и др.
Мышление принадлежит к
числу самых трудных психологических проблем.
Выготский
Л.С. писал, что «центральным для всей структуры сознания и для всей системы
деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно
связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в
зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к
осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей
психической деятельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые
действовали, автоматически, начинают действовать сознательно, логически.
Так же как и основные формальные ступени, по
которым идет построение личности ребенка, эти ступени связаны непосредственно
со степенью развития его мышления, ибо в зависимости от того, в какой системе
знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким
психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается
его внешний и внутренний опыт» [3, с.791-792].