Пользовательского поиска
|
Выдающийся
советский психолог Л.С. Выготский центральной проблемой подросткового периода
считал становление самосознания, интериоризацию социальных функций. Он
рассматривал подростковый возраст как переходный период развития личности,
сопоставляемый по своему значению с периодом раннего детства. Л.С. Выготский
отмечал, что особенности поведения в подростковый период забываются, по крайней
мере частично, когда человек взрослеет: «Пережив переходный возраст, мы
забываем его, и это служит доказательством нашего перехода к другой структуре
личности, к другой системе связей между отдельными функциями. В структуре
личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в
ней переход, все течет».
Психолог Э. Эриксон дал следующую концепцию подросткового
периода: цель развития – обрести самого себя либо утратить свое лицо,
«растворившись в толпе»; область социальных отношений охватывает группу
сверстников; доминирующие переживания – от чувства идентичности до полного
отчуждения, непризнания. Главными результатами развития в подростковый период
Э. Эриксон считает приобретение таких качеств, как преданность и верность.
Гэвигаст
и Коле приводят более детализированную схему целей развития в подростковый
период:
1.
Общее эмоциональное созревание –
от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности – к конструктивным
чувствам и уравновешенности, от субъективной и объективной интерпретации
ситуации; от избежания конфликтов к их решению.
2.
Кристаллизация интересов к другому
полу – от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу, от
мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
3.
Социальное созревание – от
чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости
в обществе, от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к
толерантности.
4.
Освобождение от опеки родителей –
от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
5.
Интеллектуальное созревание – от
веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от
многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
6.
Выбор профессии – от интереса к
престижными профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору
соответствующей профессии.