Пользовательского поиска
|
2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение
Компенсационное и
гиперкомпенсационное поведение маскирует слабость подростков в той или иной
области. Компенсационное поведение, будучи формой психологической защиты
личности с комплексом неполноценности, связанным с психологическим или
физиологическим недостатком, проявляется стремлением восполнить
несостоятельность, например, в учебе ролью заводилы в классе или физическую
слабость компенсировать энциклопедическими знаниями.
При гиперкомпенсаторном поведении
имеет место стремление в достижении успехов именно в той сфере деятельности, в
которой подросток слаб. Так, боящийся высоты, начинает заниматься парашютным
спортом, а подвергающийся побоям, добиваться успехов в секции бокса.
При гиперкомпенсации защитные
формы поведения приобретают иногда гипертрофированный характер, и могут
дезадаптировать подростка в коллективе. К примеру, обучившийся кулачному бою
бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по
очереди «восстанавливает справедливость», что влечет за собой соответствующие
репрессии со стороны школы, родительского комитета и пр.
2.4. Эмансипационное поведение
Характеризуется повышенным
стремлением подростков к самостоятельности в независимости от взрослых,
потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется желанием делать все
по своему, наперекор, несогласием с установленными страшим поколением порядками,
нетерпимостью и возражениям к критике в свой адрес.
Эмансипационное поведение, являющееся вместе с
протестом и подражанием слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает
отличные от принятых у взрослых моды, вкусов, взглядов, язык (жаргон). Борьба
за самостоятельность часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести,
критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям.
Возникновение
эмансипационного поведения способствует чрезмерная опека, мелочный контроль,
лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В
крайних случаях, эмансипированность, подростки уходят из дома, стремясь жить
отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу,
живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно
подросткам с возбудимыми чертами характера.