Пользовательского поиска
|
Новое
поколение ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся социальной структуры
(как у Парсона или Тернера), а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и
начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых,
их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контр-культуры здесь уже
другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной
сфере смена культурной парадигмы: ценности контр-культуры "всплывают"
и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние
ценности опускаются в подземный мир контр-культур. На самом деле эти два
направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных
периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в
традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно
те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце
концов, они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.
В
периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные
прослойки. Иногда это задевает, чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но
многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий
контркультуры).
Ни
одна "Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно, что-то
из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация
проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере
экстернальной культуры.
Неопределенность
и самоорганизация: и так, "Система" - пример сообщества, куда
стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного
положения, прочной позиции - их статус неопределен. Состояние неопределенности
играет особую роль в процессах самоорганизации.
Сфера
неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы
зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в
структурное, т.е. самоорганизации.
Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда вплоть до мелочей: "Я увидел - пишет он, и опознал в лагерной