Пользовательского поиска
|
когнитивного диссонанса
нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия
в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве
основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе
когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо
большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая
когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к
тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и
сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки
непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К тому, что было сказано
об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге,
У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер.
Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и
мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила
название когнитивно-физиологической.
Согласно этой теории на
возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых
ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им
наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.
Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является
влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной
эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком
возникшей ситуации.
В одном из экспериментов,
направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций,
людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в
сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что
данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом -
состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через
некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать,
спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о
которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут