Пользовательского поиска
|
физического развития), 2) деятельности (индивидуальный стиль
движений), 3) общения (коммуникации, децентрации и персонализации) и 4)
самосознания».
Мы предлагаем измерять субъектность жизнедеятельности тестовыми
упражнениями, исходя из требований конкретного движения, которое предъявляется
ребенку к освоению. Так, для выяснения возможностей ребенка к быстрому
передвижению можно ему предложить пробежать 10 м на одной ноге.
Мы определяем субъектность деятельности по содержанию владения пространством
разными способами, отыскивая индивидуальные свойства движений. Обычно быстро
выясняется почерк движений, который чаще характеризуется наличием
дополнительных движений в несущественных частях движения. Определение
индивидуального стиля организации двигательной деятельности осуществляется с большим трудом и, в основном,
относится к определению уровня владения движением в соответствии с его
физическими возможностями.
Субъектность общения проявляется ребенком в его игровой
деятельности. Переходя от ролевых к играм «По правилам», младший школьник
усложняет свои средства общения. Он применяет самые разные формы общения: формы
обращения к другому, формы запроса помощи, формы запроса сведений по игре,
формы диалога-спора по распределению ролей или игровых средств, формы соперничества,
формы сотрудничества, формы рефлексии, идентификации и эмпатии состояния
другого и т.д.
Субъектность самосознания младшего школьника проявляется уже по
всем разновидностям. К тем видам, которые проявились в предыдущие возрастные
периоды («Я действующий», «Я идеальный». «Я реальный») появляется — «Я
фантастический». К тому же первые три окрашиваются новыми приобретениями. «Я
действующий» становится полноценным в виду возможности анализировать все виды
деятельности, «Я идеальный» и
«Я реальный» — образ становится более уточненный за счет возможного
самоанализа и самооценки. Образ «Я
фантастический», в виду возможностей ребенка выделять типические свойства
личности, приобретает почти взрослый вид.
«Новые психологические приобретения ребенка с помощью двигательной деятельности непрерывно «раздвигают» горизонт двигательной деятельности. Ребе