Пользовательского поиска
|
этом процессе он приобретает знания, умения и способности
личностного воздействия на социальное окружение.
Огромные воспитательные возможности воздействия на ребенка
заложены в социальных функциях осваиваемых движений. Социальные функции
движения в первую очередь реализуются ребенком в общении с человеческим
окружением. Каждый ребенок живет в определенном социуме. Это семья, соседи,
двор, родственники, детский сад, школа и «улица». Осваивая любое движение,
ребенок оценивает свое «готовое» движение по отношению к образцам и стандартам
подобных движений окружающих людей, как взрослых, так и сверстников. Самая
действенная самооценка своей результативности в движениях осуществляется на
фоне исполнения подобных движений в общении со сверстниками.
Участие ребенка в играх или в каком-нибудь совместном действовании
может приниматься или отвергаться в зависимости от уровня требуемого
«мастерства», от уровня владения ребенком подобными движениями по отношению к
принятым нормам владения сверстниками. «Уходи, ты не умеешь и все портишь» —
это очень обидные слова для ребенка. Здесь вся гамма человеческих отношений,
здесь и место в жизни, и значимость существования, и уравновешенность состояния,
и принадлежность к группе значимых людей, и все это — как смысл жизни.
Одной из необходимых составляющих развивающего обучения движениям
является интерактивное общение со сверстниками. Для реализации такого общения
мы рекомендуем обучение движениям организовать в форме взаимообучения детей. В
процессе взаимообучения ребенок непрерывно принимает участие во взаимодействии
со сверстниками — в обмене субъектностями, в обмене сотрудническими
действиями, в участии созидания друг друга как личности. Возможность обучать
другого придает всему процессу социальную значимость и значительно ускоряет
обучение. Когда ребенок контролирует действия другого, он опирается на оценку
своих собственных движений, на свой собственный опыт. Он как бы воспроизводит
эти движения дважды — за себя и за другого.
По сведениям возрастной психологии ребенок младшего школьного возраста способен выделять не только свои обобщенные характеристики типа: «Я рисую, как Вова, а бегаю, как Настя», но и типические свойства личности, например,