Пользовательского поиска
|
диафрагмы,
то теперь все большее участие в дыхательных движениях начинают принимать
межреберные и межхрящевые мышцы, то есть дыхание становится грудобрюшным, что
более эффективно и экономично.
Высокой
степени развития достигает мышечная система, вследствие чего относительно
хорошо сформирована двигательная сфера: ребенок умеет ходить с разной
скоростью, причем шаг равномерный, широкий, бегает он легко и быстро;
достаточно легко овладевает такими сложными движениями, как лазание, прыжки с
места и с разбега, плавание, ходьба на лыжах и т.п. Однако созревание крупных
мышечных групп опережает развитие мелких мышц, в частности, кисти и рук.
Поэтому дети, вступающие во второе детство, в целом достаточно ловки, быстры,
пластичны, но мелкие дифференцированные движения, например, письмо, рисование
еще затруднительны для них.
Описанные
изменения в строении и пропорциях тела не являются чисто внешними. Отмечено,
что среди детей 6 лет, достигших формы тела ребенка школьного
возраста (пропорции тела, развитие подкожной жировой клетчатки,
очертания), в 5,5 раз реже встречаются
«незрелые» к обучению, чем среди их сверстников, отстающих в этих показателях.
Дефекты произношения и невнятная речь также чаще констатируются у детей, -
отстающих по уровню физического
развития. Здоровые дети, имеющие более
высокие показатели физического развития, зубной и костной зрелости,
лучше справляются с психофизиологическими заданиями, чем их
менее биологически зрелые сверстники.
Особенности
физического строения и развития ребенка коррелируют с уровнем
зрелости вегетативных систем
организма, деятельностью
внутренних органов и обменом веществ.
У
детей, характеризующихся средним и вышесредним физическим развитием и,
соответственно, высоким развитием скелетной мускулатуры, более
совершенными оказываются деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нежели у
их сверстников с
низким уровнем физического
развития.
В организме ребенка до 6-7 лет преобладают генерализованные физиологические реакции, которые нельзя считать экономически целесообразными. У детей уровень энерготрат очень высок. Это связано и с повышенной двигательной активностью, и с меньшей экономичностью многих физиологических процессов, и с незрелостью регулирующих систем, организма. Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных энергетических запасов, поэтому резервные возможности