Пользовательского поиска
|
десятилетий выросла более
чем в четыре раза, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Число
детей с этими расстройствами равняется примерно 25% от их общего числа»[1].
Среди факторов, обуславливающих "пограничные" нервно-психические
расстройства в детском и подростковом возрасте, особо следует отметить
факторы, связанные с условиями жизни ребенка в семье, как биологического, так и
социального характера. Это - алкоголизм родителей, конфликтные ситуации в
семье, безнадзорность, воспитание ребенка в неполной семье, эмоциональная
депривация, гипо- и гиперопека со стороны родителей. По данным исследователей,
каждые четыре из пяти учащихся, страдающих невротическими расстройствами, воспитывались
в семьях, страдающих напряженными межличностными отношениями, среди детей с
"пограничными" нервно-психическими расстройствами в 33% случаев имели
место, неблагоприятные семейные условия и конфликтная обстановка в семье, в
50% - алкоголизм родителей. Сочетание неблагоприятных социальных условий
является основным фактором риска в возникновении различных нарушений
нервно-психического развития детей и приводит вначале к школьной дезадаптации,
а в пубертатном возрасте, при отсутствии своевременной коррекции, к
манифестации психоподобных и психоорганических проявлений с наклонностями к
асоциальным формам поведения.
Среди различных
нервно-психических расстройств "пограничного" характера наиболее
часто встречаются систематические и невротические проявления -
раздражительность, нарушение сна, энурез, навязчивые состояния (тики,
навязчивое стремление грызть ногти, волосы) и другие формы неврозов, в том
числе логоневроз, задержки психического развития, различные отклонения в
поведении и др.
В предпубертатном и
пубертатном возрасте отмечается увеличение
частоты ипохондрических, истерических расстройств у школьников, в этом же возрасте
чаще наблюдаются случаи патологического формирования личности.
Дети, страдающие "пограничными" нервно-психическими расстройствами, особенно сочетающимися с ранним органическим поражения головного мозга, составляют группу "риска" по развитию школьной дезадаптации, одним из проявлений которой является неуспеваемость. Чаще всего речь идет о психическом инфантилизме, эмоциональной незрелости, сниженной работоспособности. У таких