Пользовательского поиска
|
1.4. Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений
Свою половую принадлежность ребенок из семьи
устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие
поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.
Стереотипы женского и мужского поведения
входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями
своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники
уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как
мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в
семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия.
Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и
со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства,
идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и
девочками из группы. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности
идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В
силу группового "мы" девочки заимствуют агрессивные формы поведения.
Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или
среди чужих, которые оцениваются как "они".
Смутное представление о будущей половой
роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к
своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных
ориентаций и стереотипов поведения. Искаженная и неполная идентификация с
образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает
одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую
напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к
неадекватному психосексуальному развитию и способствовать психологической
незащищенности личности в целом.
Социальное пространство личности тесно
связано с правами и обязанностями человека, с законами общества. Воспитанники
детских домов, как особая общность, живут по групповому нравственному
нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр.
Социальная ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (постоянное круглосуточное пребывание каждого ребенка