Пользовательского поиска
|
телом, с физическим обликом
и индивидуальная духовная сущность человека); 2 - притязание на признание; 3 -
половая идентификация; 4 - психологическое время личности: самобытие в прошлом,
настоящем, будущем; 5 - социальное пространство: долг и права.
В детских домах к детям нередко обращаются
по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа
и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется
отрицательное отношение к своему имени.
Притязания ребенка чаще реализуются в
собственной среде через физическую силу, через адекватную для воспитанников
агрессию, а порой - через асоциальные формы поведения. Невозможность реализации
потребности в признании приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения,
тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания. Исследователь
обращает внимание еще на одну важную проблему - феномен "мы" в
условиях детского дома. В условиях жизни без родительского попечительства у
детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) "мы". Это
совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на
"своих" и "чужих", на "мы" и "они". От
"чужих" они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя
особая нормативность по отношению ко всем "чужим" и своим
детдомовцам.
Внутри своей группы дети, живущие в
интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего
возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего,
нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным
положением ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса
проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически
отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В
школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей
выступают в их сознании как "они", что развивает сложные
конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.
У воспитанников детских домов разрушено еще
одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности.
Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем:
индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно.