Пользовательского поиска
|
только психическая,
социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная
отягощенность нервно-психической патологией) и врожденная (например,
органическое поражение центральной нервной системы в период внутриутробного
развития) патология.
1.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками
В целом потребность в общении со
сверстниками менее напряженная. Обычно контакты со сверстниками бедны по
содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям
и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез
сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но
совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое
взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют
от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по
совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по
субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее.
Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу
действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).
Постоянную привязанность к сверстникам
имеет незначительное число детей. Она не зависит от возраста и положения
ребенка в группе. Нет и постоянно изолированных детей. Игры часто окрашены
нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми
эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются.
Ситуативность в поведении, неспособность к
конструктивному решению проблем, организации своей деятельности,
самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что уже общение детей
со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а,
наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями
взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со
стороны взрослого, формируя тем самым привычку к "пошаговому"
выполнению чужих указаний.
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание чело-века развивается внутри следующей исторически сложившейся, социально обусловленной структуры: 1 - имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят идентификация с