Пользовательского поиска
|
бедную по содержанию и
лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям.
Деловые контакты с взрослыми
возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут
наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно
принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и
активными участниками дети не могут.
Активность в сотрудничестве, стремление и
способность что-либо делать вместе со взрослым у детей не возникает. Попытка взрослого
аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать
внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего
вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т.
п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане
эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим
компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного и младшего
школьного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и
самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа,
эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его
эмоциональную сферу. Э.А.Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального
портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма
эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к
быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных
проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального
реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до
агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и
беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все
новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого
человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до
шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.
Часто у детей дошкольного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не