Пользовательского поиска
|
утомлении, эмоциональном
стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям,
неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и
успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости,
несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности,
уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании
пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских
учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические
расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к
понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к
людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную
деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе,
пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные
привязанности.
Результаты психологического обследования,
проведенные в 1996 году в Яснополянском детском доме под руководством И.В.
Ежова, также свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально-волевой
сферы воспитанников. У большинства детей младшего школьного возраста выявлены
различные нарушения эмоционального состояния: 28% находилось в состоянии
повышенной эмоциональной напряженности, у 32% наблюдалось состояние
психического утомления, примерно столько же детей находилось в состоянии
эмоционального стресса. Только у 20% детей отмечалось достаточно комфортное
эмоциональное состояние. Общее снижение настроения, депрессивное состояние
выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста. У 20%
детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по
отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с
трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к
активному разрешению конфликтов. У большинства воспитанников-подростков
наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизованности
и целеустремленности, снижении мотивации достижения и успеха, чувствительности
к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Для многих
воспитанников старшей группы отмечались нарушения эмоциональных контактов с
окружающими, недоверчивость, эмоциональная несдержанность и непродуктивная
сверхактивность.