Пользовательского поиска
|
ребенка может привести к
серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в
общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического
развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на
пути взаимодействия с другими и с миром в целом. Психологические исследования
уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников свидетельствует,
что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных
отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо
сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной
сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций,
без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического
мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено
снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и
младших школьников представляет внеситуативно - личностная беседа. Как правило,
вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?",
"какое у вас настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они
ничего не могут на них ответить.
Эти данные свидетельствуют о том, что
основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников
общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния,
педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические
нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является
отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы
адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
1.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом