Пользовательского поиска
|
безответственности,
подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к
сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии
моральных норм, правил и ограничений.
Если воспитанники младшего
возраста совершают те или иные аморальные поступки чаще всего по недомыслию,
импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания
окружающих, или из-за импульсивного желания отомстить обидчику, то проблемы
нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный
характер. Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную
устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном терпимом отношении к
лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в нечестности, снижении социальной
ответственности и отсутствии угрызений совести как внутреннего индикатора
отклонения от нравственных норм.
Нравственное развитие
воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития
личности, во многом зависит и является следствием нарушений обще-
интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.
1.6. Проблемы социализации детей-сирот
К одной из наиболее
актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователи относят и
трудности социализации детей-сирот.
Под трудностью социализации специалисты
понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной
ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир
отношений между людьми, в которой каждый играет множество ролей: семьянина,
друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли,
человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного
ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ
роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из
различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный
"образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей
социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его
жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации,
автономизации и активизации личности.