Пользовательского поиска
|
основе первоначально
психоаналитических, а позднее - поведенческих терапевтических подходов особую
форму терапевтической беседы с депрессивным больным, так называемую
"когнитивную терапию". Эта терапия особым образом направлена на
отрицательное мировоззрение и связанные с ним искажения реальности у
депрессивных больных. Эта терапия, примененная в современных исследованиях
(имеется в виду изменение самооценки и уменьшение чувства беспомощности),
зарекомендовала себя как равная другим методам. Такая форма ведения беседы
представляет собой выраженное противостояние депрессивному больному, так как
она не предусматривает более глубокой переработки событий биографии и
вследствие руководящей роли терапевта в беседе ее окончания, чему депрессивные
больные, сомневающиеся и заторможенные, бывают благодарны. Кроме того, этот
терапевтический метод оказывает воздействие на тенденцию многих депрессивных
больных к самоконтролю. Переспрашивая в сократовской манере отрицательные
суждения больного, врач стимулирует больного к размышлению о необходимости
самостоятельного принятия решения по жизненно важным для него проблемам,
которые врач предлагает в форме домашнего задания.»[9,c.193 – 194].
Приведем пример такой беседы с больной
Натой, 41 год, замужем, имеет двоих детей, в стационаре находится повторно.
Большую часть времени проводит в постели, избегает общения, оживляется только
при посещении ее семьей. В работе с терапевтом контакту доступна.
Н.: "Я впадаю в панику, когда
думаю, что нужно идти на очередное обследование.
Терапевт: "Как выглядит Ваше
чувство паники?"
Н.: "Это похоже на чувство
болезни, недуга: мне становится плохо, я чувствую себя совершенно разбитой и
думаю, что пора снова лечь в постель."
Терапевт: "Значит, одна мысль о
том, что нужно идти на обследование, вызывает неприятные ощущения."
Н.: "Да. Я пытаюсь с этим
справиться, знаю, что обследование необходимо, но ничего не получается."
Терапевт: " Может стоит поискать
другой путь? Готовы ли Вы более пристально рассмотреть свои мысли, чтобы
увидеть, существуют ли какие-нибудь возможности преодолеть эти трудности?"
Н.: "Давайте попробуем."