Пользовательского поиска
|
(1958) видел невозможность успешного прохождения стадии
депрессивной позиции. Согласно его концепции, депрессия есть регресс ко
времени, когда ребенок делал первые успехи с помощью матери, а обсессия - к
образу воспитывающей, сдерживающей и наказывающей матери (Winnicott 1958)
Онтогенетической позиции придерживается и Fairbairn (1952),
выводивший этиологию депрессии (также как и шизофрении) из нарушений развития
ребенка, находящегося на стадии полной зависимости от матери и ее кормящей
груди».
Общей принципиальной позицией психоаналитиков является признание
всех депрессий экзогенным расстройством, возникшим в ответ на психотравмирующее
событие. Хотя депрессия может рассматриваться как автономное образование, т.е.
возникшее однажды в результате фрустрирующего воздействия и персистирующее на
протяжении жизни, этиологически она определяется как реактивная.
Бихевиористские теории депрессии также как и психоаналитические,
относятся к этиологическим, однако, в отличие от психоанализа,
концентрирующегося на интрапсихических явлениях, в бихевиористских подходах
внимание обращено к поведению, а рассуждения строятся на строго
верифицированных феноменах.
«Центральным конструктом, с помощью которого большинство поведенческих
теорий объясняют возникновение депрессии, служит явление "обученной
беспомощности" (Seligman, 1975). Этот феномен,
наблюдаемый в опытах на животных, подвергшихся неизбежным ударам тока, был
предложен в качестве аналога реактивной депрессии у человека. Предполагалось,
что повторяющиеся воздействия неизбежной боли или угрозы ведут к страху,
страданию и депрессии. Депрессивный аффект представляется как предвосхищение
травматического события и следствие негативного обучения. Другие бихевиористы,
используя термины теории оперантного научения, предполагают, что депрессивные
индивидуумы утратили определенные виды адаптивного поведения в результате
отсутствия подкрепления, и у них усиливается поведение "избавления" и
"избегания". Бихевиористский подход не позволяет понять личность в
целом и те константы, которые характеризуют данного индивида».
Когнитивная теория депрессии (А.Бек 1967,1976, А.Бандура 1977,1983) основана на утверждении, что взгляд человека на себя, на мир и на свое будущее является главной детерминантой депрессии. А.Бек утверждает, что познание является первичной детерминантой эмоций, настроения и поведения. Негативный взгляд на себя заставляет депрессивного человека рассматривать себя как