Пользовательского поиска
|
Оборудование
школы: книги, приборы, пособия. Общественные условия школы: действия (включая
слова) учеников и дух, который ими руководит. Общая среда: действие родителей,
законы, библиотеки и т. д.
Реакции могут
быть классифицированы так:
A)
Физиологические реакции, как, например, более глубокое дыхание, более крепкий
сон, более сильные физические упражнения и т. д.
B) Реакции
умственные (здесь выражение "умственные реакции" употреблено в
широком смысле слова и включает восприятие предметов, понимание связи,
выделение заключений точно также, как воспоминание о фактах или ассоциация
идей), как, например, установление связи между известным стимулом и
соответствующим представлением; выделение одного элемента из сложного явления
или установление нескольких идей.
C) Реакция в
настроении, как, например, связь внимания, интереса, предпочтения, убеждения с
известными общими состояниями всего организма.
D) Реакции
эмоциональные, как связь симпатии, любви, ненависти с известными состояниями.
Е) Реакция
действий или поведения и навыков, связывающая известные поступки или движения с
известным умственным состоянием.
4.3. Значение психологии в обучении
Если бы
существовала совершенная и полная наука о природе человека, совершенная научная
психология, мы бы знали действие каждого возможного стимула и причину каждой
возможной реакции в каждом человеческом существе. Тогда учитель мог бы знать
наверное, каков будет результат каждого из его действий, мог бы точно
предсказать, каково будет влияние такой-то прочитанной страницы, такого-то
наказания или дырки на платье; он бы знал, как получить определенный ответ, как
возбудить внимание к данному предмету, вызвать воспоминание о данном факте или
понимание данного принципа.
Надо признать,
что современное психологическое знание ближе к нулю, чем к совершенству, что
применение его к педагогике часто неполно, неопределенно и шатко. Применение
психологии к обучению ближе к применению ботаники и химии к земледелию, чем к
применению физиологии и патологии к медицине.
Всякий здравомыслящий человек может довольно сносно вести сельское хозяйство без помощи науки, и всякий здравомыслящий человек может сносно учить, не зная и не применяя психологии. Тем не менее, подобно тому, как фермер,