Пользовательского поиска
|
самого себя,
возвратить полезным трудом то, что мир дает ему в форме пищи и жилища. Школы
должны развить уменье действенно участвовать в серьезном жизненном труде, точно
так же, как и уменье правильно использовать отдых.
Современная
точка зрения придает гораздо больше значения, чем это делалось раньше,
здоровью, физической ловкости, технике, ремеслу и искусству. Идеал ученого
уступил место идеалу творческого человека, творческого и в науке, но притом
ловкого физически и умеющего владеть окружающими предметами.
За самое
последнее время педагоги все более и более настаивают на необходимости не
только подготовлять детей к жизни и труду взрослого человека, но и приспособить
их к самой их детской жизни. …Старайтесь
помочь детям справиться с задачами и обязанностями их детской жизни и в то же
время готовьте их к выполнению задач и обязанностей, которые будут на них
возложены через двадцать лет; пусть воспитание приспособит ребенка не только к
предполагаемой будущей его работе, но и к окружающей его обстановке, — таковы
советы современной педагогической теории.
На практике
различные цели часто противоречат друг другу. Иногда приобретение познаний
означает потерю здоровья, пробуждение идеалов может идти в ущерб выработке
правильных навыков; в стремлении к развитию чувства прекрасного может быть
упущен интерес к сухим и холодным научным фактам. Энергия всякого учителя точно
также, как и всякого ученика, ограничена. Требовать можно только одного: чтобы
не были сознательно искажены педагогические цели воспитания, и чтобы энергия
воспитателя распределялась между ними с известной равномерностью.
Степень
углубления одних школьных задач перед другими меняется в зависимости 1) от
индивидуальности ученика и 2) от тех воспитательных воздействий, которым он
подвергается вне школы.
1) Так, задачи
школы для умственно отсталых детей другие, чем задачи нормальной школы; задачи
школы, представляющей отбор наиболее честолюбивых, энергичных и умных учеников,
будут иные, чем задачи такой школы, где отбор основан на размере платы,
вносимой родителями.
2) Задачи
начальной школы для детей иммигрантов отличаются от задач школы в пригороде,
населенном семьями американских рабочих и деловых людей. Наконец, школа в
деревне не должна строить своих идеалов по образцу идеалов школы, например, в
центре Москвы.