Пользовательского поиска
|
обучения, он
не будет иметь представления и об общих целях школьного воспитания; без этих
последних он не будет в состоянии судить о целях, поставленных его классу, или
о целях обучения тому или другому предмету; не имея же ясного представления о
том, что должна дать ученикам работа целого года или же каждый предмет в его
целом, он не сможет сознательно относиться к своей ежедневной работе.
Учитель должен
быть чем-то большим, чем плотник, без рассуждений исполняющий план архитектора,
или чем сестра милосердия, только выполняющая предписания врача. Его отношение
к школьной администрации и к программе обучения — скорее, отношение подрядчика,
которому поручают выстроить лучший по возможности дом за десять тысяч долларов,
при посредстве трех рабочих, таких-то инструментов, и особенно принимая во
внимание условия света, вентиляцию и безопасность от огня. Высшая школьная
администрация говорит: «Воспитывайте возможно лучше юношей и молодых девушек
при помощи арифметики, географии, школьных правил и т. д.; заботьтесь, главным
образом, о знаниях, о хороших навыках мышления, о серьезных интересах, о
физическом здоровье, благородстве чувств, о честном неэгоистическом поведении».
Подрядчик
часто должен раздумывать над тем, как вырыть фундамент, как вставить раму, как
настилать пол и т. д. в зависимости от того, что должно быть выстроено; учитель
тоже должен изучать вопросы о том, как использовать прирожденные способности,
как создать навыки, как развить интересы и т. д. в зависимости от того, какие
должны быть осуществлены изменения в характере и интеллекте данного ученика.
Учитель должен иметь о педагогических целях и ценностях такое же ясное
представление, как о тех принципах обучения, которые непосредственно касаются
его деятельности в классе.
В следующих
главах будут намечены главные идеалы, которые с точки зрения лучших и
авторитетных мыслителей должны преследоваться воспитанием в России, также будет
уделено внимание средствам обучения и воспитания, к которым должен стремиться
учитель, желающий усовершенствовать свое преподавание.
Воспитание в целом должно развивать в человеческом существе благожелательность к людям, оно должно умножать сумму человеческой энергии и человеческого счастья; должно уменьшить сумму страданий человеческих существ, живущих и имеющих появиться на свет. Оно должно поддерживать стремление к