Пользовательского поиска
|
выявление отдельных ее черт. Существенным признаком проективных
методик является использование в них неопределенных стимулов, которые
испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так,
испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок,
завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных
очертаний и т. п.
«В этой группе методик ответы на задания также не могут быть
правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных
решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого
определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность
испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе
желательное впечатление».
Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей
своей части это предметные или бланковые методики.
1.4. Диагностика интеллектуального уровня
Тест Д. Векслера. Наиболее удачная и жизнеспособная адаптация
тестов Бине—Симона, названная шкалами Стенфорд—Бине, в течение многих лет
служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способностей.
Она также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллектуальных
тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта, а
не показателем по определенному тесту. Сыграла свою роль и относительная
стабильность IQ, установленная при повторных
испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени, о
причине чего будет сказано позднее.
Остановимся на другом типе индивидуальных тестов, предназначенных для тех же целей, что и шкала Стенфорд— Бине. В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как Шкала интеллекта Векслера—Белльвью. Она предназначалась для тестирования взрослых. Шкала имела ряд методических недостатков, касающихся величины и репрезентативности нормативной выборки, надежности субтестов, и позднее была переработана. «В 1955 г. была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых