Пользовательского поиска
|
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена
также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных
утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде
отрезка прямой (напрмер, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший —
плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями,
обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень
выраженности оцениваемого качества.
«По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на
опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов,
опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок».
Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей
непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например,
для полужестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое
указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой
(заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные
опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых
вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми
вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может
выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных
опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это
повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко
используются биографические анкеты, предназначенные для получения
информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются
возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера
образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно
объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной
интерпретации показателей тестов.
1.3. Методики проективной техники
Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не